Отвечала на комменты и выскочило там мое любимое выражение " объяснить физику этого явления"...
А появилось у меня оно , благодаря одной моей школьной учительнице. вела она у нас физику, звали ее Людмила Дмитриевна Попова, а мы называли ее Молекула. Ибо была она очень маленькая , кругленькая и ужасно огромная в своей образованности, интеллигентности и точной , очень вежливой ироничности. В конце каждого урока она просила задавать вопросы, любые! начиная с "а почему небо синее" и заканчивая " почему влюбленные такие глупые". И ее ответы начинались именно с этого выражения "А сейчас я объясню вам физику этого явления!"
Знаете, как мы изощрялись, придумывая свой вопрос ? Так хотелось поймать ее и блеснуть своей мозгОЙ
И ни разу! ни разу она не сказала "не знаю почему" . Бывало, что она переносила ответ на следующий урок. При этом , обязательно отсылая нас к какой-нибудь теме по физике, называя главу учебника химии или биологии. Позже, я поняла, что она-то сама уже знала ответ, но ей хотелось, чтобы и мы мозами пораскинули. А бывало, что она доверяла кому-то из учеников ответить и тут такое начиналось!
И физику мы знали и любили, даже самые-самые двоешники, даже самые-самые отпетыз лентяи-хулиганы. Потому что слышать, что ты дурак ленивый, или чтоб пришел в следующий раз с родителями - это мы привыкли, это было не страшно. А вот увидеть снисходительную жалость в умнейших глазах, услышать "ну что же, тебе жить неучем... и мучиться всю жизнь" - было непонятно и поэтому очень страшно. Потому что этими своими "разговорами без темы" Молекула научила нас думать и соображать, научила нас самостоятельно искать вопросы и ответы. И не задавать вечный школьный вопрос " да на фига мне ваща физика?!"
Ибо! любые накопленные знания могут просто лежать мертвым зазубренным грузом в нашей памяти, а могут помочь в жизни!
Не верите? Ну вот, например, сколько раз у вас лопалась банка при засолке огурцов? а мы все до сих пор сначала большую ложку кладем и наливаем кипяток именно по ложке. Или вот наши девочки, за долгие годы совершенно забыв уроки физики, до сих пор могут дать дельный "электрический" совет мужу или выросшему сыну в хозяйственных делах. Потому что можно забыть Закон Ампера, но то что "придумал сам" помнится намного дольше!
Потому что где-то там "на полочке в мозгу" отложился и вопрос и самостоятельно продуманный ответ, и , как любое родное дитя, лежит там и не теряется
А знаете, как притихали и открывали рот мои маленькие детки, когда вместо крика и ора типа да-достал-ты-меня-уже-своей-глупостью или сколько-раз-можно-повторять я делала глубокий вдох (чтоб сгоряча не наподдавать по попе) и начинала "а сейчас я объясню тебе физику этого явления" и старалась объяснить, что если тарелку толкнуть со стола, то она обязательно упадет, а упав разобъется... и испортятся сразу несколько вещей , а именно - тарелка, еда, мамино настроение, и твоя любимая попа. А осколки могут порезать ноги и руки твоей любимой мамочки - правда ведь ты ее любишь и пожалеешь? А теперь сиди на стуле смирно и жди, когда мама уберет с пола весь этот кошмар. И собирая осколки с пола я еще и нудно объясняла почему нельзя просто веником смести... Сказать вам сколько тарелок и чашек разбили мои маленькие детки ? ДВЕ!!! ибо ребенок, даже самый маленький понимает цепь "явление-последствие", если ему объяснить правильно
Зануда я, мне бы еще вспомнить уроки другой любимой учительницы, по русскому и литературе! Писать могут все, а убрать ненужное и лишнее - только Мастер Слова!
А появилось у меня оно , благодаря одной моей школьной учительнице. вела она у нас физику, звали ее Людмила Дмитриевна Попова, а мы называли ее Молекула. Ибо была она очень маленькая , кругленькая и ужасно огромная в своей образованности, интеллигентности и точной , очень вежливой ироничности. В конце каждого урока она просила задавать вопросы, любые! начиная с "а почему небо синее" и заканчивая " почему влюбленные такие глупые". И ее ответы начинались именно с этого выражения "А сейчас я объясню вам физику этого явления!"
Знаете, как мы изощрялись, придумывая свой вопрос ? Так хотелось поймать ее и блеснуть своей мозгОЙ
И ни разу! ни разу она не сказала "не знаю почему" . Бывало, что она переносила ответ на следующий урок. При этом , обязательно отсылая нас к какой-нибудь теме по физике, называя главу учебника химии или биологии. Позже, я поняла, что она-то сама уже знала ответ, но ей хотелось, чтобы и мы мозами пораскинули. А бывало, что она доверяла кому-то из учеников ответить и тут такое начиналось!
И физику мы знали и любили, даже самые-самые двоешники, даже самые-самые отпетыз лентяи-хулиганы. Потому что слышать, что ты дурак ленивый, или чтоб пришел в следующий раз с родителями - это мы привыкли, это было не страшно. А вот увидеть снисходительную жалость в умнейших глазах, услышать "ну что же, тебе жить неучем... и мучиться всю жизнь" - было непонятно и поэтому очень страшно. Потому что этими своими "разговорами без темы" Молекула научила нас думать и соображать, научила нас самостоятельно искать вопросы и ответы. И не задавать вечный школьный вопрос " да на фига мне ваща физика?!"
Ибо! любые накопленные знания могут просто лежать мертвым зазубренным грузом в нашей памяти, а могут помочь в жизни!
Не верите? Ну вот, например, сколько раз у вас лопалась банка при засолке огурцов? а мы все до сих пор сначала большую ложку кладем и наливаем кипяток именно по ложке. Или вот наши девочки, за долгие годы совершенно забыв уроки физики, до сих пор могут дать дельный "электрический" совет мужу или выросшему сыну в хозяйственных делах. Потому что можно забыть Закон Ампера, но то что "придумал сам" помнится намного дольше!
Потому что где-то там "на полочке в мозгу" отложился и вопрос и самостоятельно продуманный ответ, и , как любое родное дитя, лежит там и не теряется
А знаете, как притихали и открывали рот мои маленькие детки, когда вместо крика и ора типа да-достал-ты-меня-уже-своей-глупостью или сколько-раз-можно-повторять я делала глубокий вдох (чтоб сгоряча не наподдавать по попе) и начинала "а сейчас я объясню тебе физику этого явления" и старалась объяснить, что если тарелку толкнуть со стола, то она обязательно упадет, а упав разобъется... и испортятся сразу несколько вещей , а именно - тарелка, еда, мамино настроение, и твоя любимая попа. А осколки могут порезать ноги и руки твоей любимой мамочки - правда ведь ты ее любишь и пожалеешь? А теперь сиди на стуле смирно и жди, когда мама уберет с пола весь этот кошмар. И собирая осколки с пола я еще и нудно объясняла почему нельзя просто веником смести... Сказать вам сколько тарелок и чашек разбили мои маленькие детки ? ДВЕ!!! ибо ребенок, даже самый маленький понимает цепь "явление-последствие", если ему объяснить правильно
Зануда я, мне бы еще вспомнить уроки другой любимой учительницы, по русскому и литературе! Писать могут все, а убрать ненужное и лишнее - только Мастер Слова!
Спасибо, очень интересный рассказ. У меня дома есть свой личный физик - муж. Но он мне никогда ничего не объяснял. Даже когда мы с ним учились в университете. Приходилось до всего доходить самой. И про русский у меня остались тёплые воспоминания из школы. Всё, что успела нам вложить в головы Таисия Федоровна, осталось где-то в подсознания. Эту часть русского усвоили, как способность дышать. А потом эта интелегентная женщина ушла из школы. Остальную часть предмета мы освоили кое как.
ОтветитьУдалитьЭто точно! Когда повезет с Учителем столкнуться , то на всю жизнь память и уважение останется в человеке.
УдалитьМне повезло, в нашей школе, в глубинке, было еще очень уважительное отношение к учителям, да и они старались соответствовать своей профессии. Еще живы были воспоминания и рассказы об учителях, попавших не только в "царскую ссылку" в наши алтайские края, не только эвакуированных профессорах во время войны, но и о тех кто добровольно ехал в самые глухие углы, чтобы детей учить
Гуля, наконец-то забрела и почитала, так хорошо стало. Такая милая Молекула! Вспомнила свои щкольные годы, учителей.
ОтветитьУдалить