Мы все привыкли к слову “метро”, привыкли к тому, что в больших городах скоростные вагончики подземки – самый быстрый способ передвижения. Мы привычно спускаемся на эскалаторах к платформам, привычно называем станцию, назначая встречу или объясняя дорогу, привычно теснимся в вагонной тесноте. И очень редко задумываемся “А с чего же все началось?”
И я не думала. Да и вряд ли бы сама задумалась. А тут , читаю очередной детектив The Coffin Dancer by Jeffery Deaver ( по другой книге этого автора поставлен фильм с Анджелиной Джоли и Дензелем Вашингтоном The Bone Collector о замечательном криминалисте Линкольне Райме) и натыкаюсь на такую вот интересную информацию
Однажды в 1860х годах Alfred Beach, издатель New York Sun и Scientific American получил очередное почтовое отправление по трубе пневматической почты. И ему пришла в голову идея, что можно ведь так переправлять и людей! Разве что трубки должны быть побольше диаметром. В 1865 году он официально запатентовал свою идею. Он таки построил какое-то количество туннелей и станций на самом деле! В 1870 году он завершил строительство прототипа подземной скоростной дороги в Нью-Йорке. Но городской муниципалитет тогда решил построить дорогу, идущую НАД землей – что-то типа московской “электрички”. Много лет после его смерти, при прокладке очередного нового туннеля для метро рабочие раскопали оригинальный туннель, построенный по его проекту, давно заброшенный, ведущий в роскошный зал ожидания с росписью на стенах, аквариумом для золотых рыбок и большим роялем!
А настоящий первый пассажирский поезд New York Subway пошел только в 1904 году.
Я прокатилась на алматинском метро во время своей последней поездки домой! Его строили лет двадцать пять, если не соврать! Там все было, и дебаты по поводу разумности прокладывания тоннелей в лессовых пластах, предохраняющих наш предгорный город от сильных разрушений при землетрясениях, и отстуствие квалифицированных местных кадров, и перестройка с ее заботами, далекими от строительных проектов, и отсутствие средств... Но первую ветку все же запустили к годовщине Независимости! И она сразу полюбилась и жителям, и гостям Южной столицы. Надо сказать, что улицы города все сильнее и сильнее захлебываются от потока машин! По последним статистическим данным на каждого жителя приходятся 2,5 машины, включая дряхлых стариков и новорожденных младенцев.Поэтому ветка соединяющая нижнюю часть города (от старого автовокзала) и почти доходящая до верхних спальных микрорайонов (пока конечная станция находится в районе пересечения улиц Абая и Гагарина, где сходится огромное количество автобусных и троллейбусных маршрутов, но ветку тянут вверх к микрорайонам Орбита и Таугуль) становится все популярнее. 20 минут на метро или час-полтора даже на личной машине - разница более чем существенная! особенно в часы пик.
Интерьеры не такие монументально-роскошные, как в Москве, но и не такие чистофункциональные, как в Лондоне или Шанхае. Вечером станции метро становятся развлекательным аттракционом. Наверное, только в Алматы можно увидеть такое количество дорогих иномарок на парковках около переходов к станциям - молодежь так развлекается, катаясь от станции к станции. А еще веселит огромное количество фотокамер у пассажиров, которые снимают себя и друзей на фоне украшенных мозаичными панно перронах. Мы с сыной тоже повеселились! (Правда, фотали не на мою камеру, а на профессиональную фотокамеру его знакомой. А теперь я терпеливо жду фотографии, но , сами понимаете - молодежь так занята!)Вообще круто размахнулись строители метро - даже вагонные скамейки обиты бирюзово-голубой тканью с государственной символикой! Высокие стены и потолки между рельсовыми путями олицованы мраморной плиткой, благо в Казахстане огромное количество месторождений поделочного камня разного цвета. Одна станция расположена на Новой площади перед Президентским Дворцом. Там не только сама станция, там еще и торговый центр в два-три этажа и парк на поверхности. Полно молодежи, ведь рядом столько студенчских общежитий и разных институтов да колледжей.
Так что , большое спасибо Вам, Mr. Alfred Beach за такое чудесное изобретение!
Да уж, представляю себе у нас обитые скамейки при таком пассажиропотоке, хи-хи. Я люблю ездить в метро, если мне куда-то нужно поехать далеко и есть выбор - наземный транспорт или метро, я в 99% случаев выберу метро) Но у нас в Киеве тоже не такая большая сеть, очень много подводных речек и просто воды, поэтому не во всех районах раньше могли строить. Сейчас, по-моему, и с этим справляются, но во время очень сильных дождей некоторые станции подтапливаются. В моем районе метро нет, увы.
ОтветитьУдалитьЯ сама просто рот разинула от этих скамеечек, Света. Раньше только пластиковые видела. Может просто потому что это пока первые поезда, на одном по всей длине так и надпись есть- что-то вроде "самый первый поезд"!
УдалитьУх ты, а я как-то и не задумывалась есть ли в Киеве метро? Помню страшно удивилась, увидев метро в Тбилиси. Чисто по логике, наверное, во многих больших городах есть подземка, но как-то народ все про московское да питерское упоминает. Спасибо, теперь запомню!
Гуля, спасибо за интересный рассказ. Меня поразил забытый оригинальный туннель.
ОтветитьУдалитьВспомнила забавную ситуацию, связанную с метро. Приехала в Москву в командировку (издалёка, за 3000 км). Вхожу в первый попавшийся вагон метро, а там! На противоположной лавке сидит девушка - моя копия. Ужас. Я сразу не осознала этот факт, а потом поймала её взгляд. Обе начали недоуменно улыбаться друг другу. В городе с 10-миллионным населением встретиться с самой собой...
УдалитьТебе спасибо, Алла!
УдалитьА насчет двойников, я верю, что часто такое случается. У меня была девушка-двойник, причем учились мы с ней в одном институте, и частенько меня подружки укоряли, что не подошла или не ответила на их приветствие.
А моя доча - вылитая Кудряшка Сью, помнишь этот фильм? Они и сейчас очень похожи с той актрисой.