вторник, 2 октября 2012 г.

Идея метро.

Мы все привыкли к слову “метро”, привыкли к тому, что в больших городах скоростные вагончики подземки – самый быстрый способ передвижения. Мы привычно спускаемся на эскалаторах к платформам, привычно называем станцию, назначая встречу или объясняя дорогу, привычно теснимся в вагонной тесноте. И очень редко задумываемся  “А с чего же все началось?”

И я не думала. Да и вряд ли бы сама задумалась. А тут , читаю очередной детектив The Coffin Dancer by Jeffery Deaver ( по другой книге этого автора поставлен фильм с Анджелиной Джоли и Дензелем Вашингтоном The  Bone Collector о замечательном криминалисте Линкольне Райме) и натыкаюсь на такую вот интересную  информацию

Однажды в 1860х годах Alfred Beach, издатель  New York Sun  и Scientific American получил очередное почтовое отправление по трубе пневматической почты. И ему пришла в голову идея, что можно ведь так переправлять и людей! Разве что трубки должны быть побольше диаметром.  В 1865 году он официально запатентовал свою идею. Он таки построил какое-то количество туннелей и станций на самом деле!  В 1870 году он завершил строительство прототипа подземной скоростной дороги в Нью-Йорке. Но городской муниципалитет тогда решил построить дорогу, идущую НАД землей – что-то типа московской “электрички”. Много лет после его смерти,   при прокладке очередного нового туннеля для метро   рабочие  раскопали оригинальный туннель, построенный по его проекту, давно заброшенный, ведущий в роскошный зал ожидания с росписью на стенах, аквариумом для золотых рыбок и большим роялем! 

А настоящий первый пассажирский поезд New York Subway пошел только в 1904 году.

Я прокатилась на алматинском метро во время своей последней поездки домой! Его строили лет двадцать пять, если не соврать! Там все было, и дебаты по поводу разумности прокладывания тоннелей в лессовых пластах, предохраняющих наш предгорный город от сильных разрушений при землетрясениях, и отстуствие квалифицированных местных кадров, и перестройка с ее заботами, далекими от строительных проектов, и отсутствие средств... Но первую ветку все же запустили к годовщине Независимости! И она сразу полюбилась и жителям, и гостям Южной столицы. Надо сказать, что улицы города все сильнее и сильнее захлебываются от потока машин! По последним статистическим данным на каждого жителя приходятся 2,5 машины, включая дряхлых стариков и новорожденных младенцев.Поэтому ветка соединяющая нижнюю часть города (от старого автовокзала) и почти доходящая до верхних  спальных микрорайонов (пока конечная станция находится в районе пересечения улиц Абая и Гагарина, где сходится огромное количество автобусных и троллейбусных маршрутов, но ветку тянут вверх к микрорайонам Орбита и Таугуль) становится все популярнее. 20 минут на метро или час-полтора даже на личной машине - разница более чем существенная! особенно в часы пик.

Интерьеры не такие монументально-роскошные, как в Москве, но и не такие чистофункциональные, как в Лондоне или Шанхае. Вечером станции метро становятся развлекательным аттракционом. Наверное, только в Алматы можно увидеть такое количество дорогих иномарок на парковках около переходов к станциям - молодежь так развлекается, катаясь от станции к станции. А еще веселит огромное количество фотокамер у пассажиров, которые снимают себя и друзей на фоне украшенных мозаичными панно перронах. Мы с сыной тоже повеселились! (Правда, фотали не на мою камеру, а на профессиональную фотокамеру его знакомой. А теперь я терпеливо жду фотографии, но , сами понимаете - молодежь так занята!)Вообще круто размахнулись строители метро - даже вагонные скамейки обиты бирюзово-голубой тканью с государственной символикой! Высокие стены и потолки между рельсовыми путями олицованы мраморной плиткой, благо в Казахстане огромное количество месторождений поделочного камня разного цвета. Одна станция расположена на Новой площади перед Президентским Дворцом. Там не только сама станция, там еще и торговый центр в два-три этажа и парк на поверхности. Полно молодежи, ведь рядом столько студенчских общежитий и разных институтов да колледжей.

Так что , большое спасибо Вам, Mr. Alfred Beach за такое чудесное изобретение!

5 комментариев:

  1. Да уж, представляю себе у нас обитые скамейки при таком пассажиропотоке, хи-хи. Я люблю ездить в метро, если мне куда-то нужно поехать далеко и есть выбор - наземный транспорт или метро, я в 99% случаев выберу метро) Но у нас в Киеве тоже не такая большая сеть, очень много подводных речек и просто воды, поэтому не во всех районах раньше могли строить. Сейчас, по-моему, и с этим справляются, но во время очень сильных дождей некоторые станции подтапливаются. В моем районе метро нет, увы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сама просто рот разинула от этих скамеечек, Света. Раньше только пластиковые видела. Может просто потому что это пока первые поезда, на одном по всей длине так и надпись есть- что-то вроде "самый первый поезд"!
      Ух ты, а я как-то и не задумывалась есть ли в Киеве метро? Помню страшно удивилась, увидев метро в Тбилиси. Чисто по логике, наверное, во многих больших городах есть подземка, но как-то народ все про московское да питерское упоминает. Спасибо, теперь запомню!

      Удалить
  2. Гуля, спасибо за интересный рассказ. Меня поразил забытый оригинальный туннель.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вспомнила забавную ситуацию, связанную с метро. Приехала в Москву в командировку (издалёка, за 3000 км). Вхожу в первый попавшийся вагон метро, а там! На противоположной лавке сидит девушка - моя копия. Ужас. Я сразу не осознала этот факт, а потом поймала её взгляд. Обе начали недоуменно улыбаться друг другу. В городе с 10-миллионным населением встретиться с самой собой...

      Удалить
    2. Тебе спасибо, Алла!
      А насчет двойников, я верю, что часто такое случается. У меня была девушка-двойник, причем учились мы с ней в одном институте, и частенько меня подружки укоряли, что не подошла или не ответила на их приветствие.
      А моя доча - вылитая Кудряшка Сью, помнишь этот фильм? Они и сейчас очень похожи с той актрисой.

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...